Впервые всемирный День защиты прав потребителей отметили 15 марта 1983 года – через два десятилетия после исторической речи президента США Джона Ф.Кеннеди, в которой он провозгласил четыре основных права потребителей – на безопасность, на информацию, на выбор и право быть услышанным. Позднее к этим базовым правам были добавлены еще четыре: право на возмещение ущерба, на потребительское образование, на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.
9 января 2002 г. был принят Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей». В соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» любой потребитель имеет право на:
•просвещение в области защиты прав потребителей;
•информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (исполнителях, продавцах);
•безопасность товаров (работ, услуг);
•свободный выбор товаров (работ, услуг);
•надлежащее качество товаров (работ, услуг);
•возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги);
•государственную защиту своих прав;
•общественную защиту своих прав;
•обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых настоящим Законом и иным законодательством, а также нормами международных договоров, действующих для Республики Беларусь;
•создание общественных объединений потребителей.
2023 год на территории государств-членов Евразийского экономического союза посвящен теме «Грамотный потребитель – ответственный бизнес». Под таким девизом страны Союза будут проводить совместную работу по защите прав потребителей в текущем году.
Ключевой проблемой, которая оказывает негативное влияние на потребительский спрос и подрывает экономическое развитие, остаются недобросовестные действия продавцов, мошеннические схемы и обман потребителей.
Данная тема призвана обратить внимание на необходимость формирования пространства взаимного уважения и доверия между потребителями и бизнесом. Основа такой работы заложена Программой совместных действий государств – членов в сфере защиты прав потребителей. Это позволит расширить действующие и внедрить новые механизмы поддержки и развития добропорядочных взаимоотношений между участниками потребительского рынка Союза.
15 марта 2023 г. с 11.00 по 12.00 с имеющимися вопросами по защите прав потребителей в области торговли, общественного питания и бытовых услуг можно обратиться в отдел экономики Зельвенского районного исполнительного комитета по телефону 3-20-49,
в Зельвенское районное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства по вопросам бытового обслуживания по телефону 3-24-63,
в ООО «ЮРНИТеК» по телефону 7-03-63,
в Зельвенский филиал Гродненского облпотребсоюза по телефону 3-19-01.
В 2022 году в отдел экономики Зельвенского районного исполнительного комитета (далее – райисполком) обращения в сфере защиты прав потребителей не поступали.
Среди проблемных вопросов следует отметить низкий уровень знаний потребителями своих прав, формальное отношение при заключении договоров, что обосновывает необходимость осуществления комплекса консультативных, правозащитных, информационно - просветительных и предупредительных мероприятий.
Для обеспечения полноты сведений, восполнения пробелов в информировании населения, на сайте Зельвенского райисполкома своевременно размещается необходимая и достоверная информация об изменении действующего законодательства в сфере торговли, общественного питания и оказания бытовых услуг населению. Информацию можно получить по ссылке
https://zelva.grodno-region.by/ru/zashita-prav-potreb/