Главная / Новости / Новости района
30.04.2021

Срок полномочий Президента и принцип формирования ЦИК. Валентин Семеняко – о рассмотренных Конституционной комиссией предложениях-поправках в Основной закон

 Форма правления в Беларуси, срок полномочий Президента и требования к кандидатам, статус и принцип формирования ЦИК – 28 апреля на третьем заседании Конституционной комиссии рассмотрены предложения об изменении конституционных положений, касающихся функций и полномочий Президента Беларуси, а также правительства – Совета Министров.
Срок полномочий Президента и принцип формирования ЦИК. Валентин Семеняко – о рассмотренных Конституционной комиссией предложениях-поправках в Основной закон

О том, какие из инициатив и в каком контексте поддержаны, «Гродзенскай праўдзе» рассказал член Конституционной комиссии, председатель Постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Валентин Семеняко.

– По традиции вначале были озвучены предложения, поступившие от граждан. Точки зрения звучали самые противоположные: начиная с того, что необходимо усилить позиции Президента как главы государства, и заканчивая тем, чтобы перейти к форме правления в виде парламентской республики. Однако большинство предложений ориентированы на то, что президентская власть себя достаточно хорошо показала в новейшей истории Беларуси, и ее нужно сохранить. Вместе с тем принять поправки в Конституцию, которые позволят дать больше полномочий правительству наравне с ответственностью за принятие конкретных решений.

Одним из самых популярных и в предложениях граждан, и в обсуждении членов комиссии стал вопрос установления срока президентских полномочий, каденции правительства. Самое распространенное мнение – срок нужно сохранить на уровне пяти лет, а пребывание на посту ограничить двумя сроками. Хотя были предложения и о том, чтобы увеличить срок до семи лет и двумя циклами правление не ограничивать.

Также были предложены поправки в статью 80, которая устанавливает специальные требования к кандидату в президенты. В частности, касаемо наличия гражданства другого государства или вида на жительство, продолжительности проживания в Беларуси и других. В знаменателе получили следующее: Президентом Республики Беларусь может быть гражданин Беларуси по рождению, проживающий на территории страны не менее 20 лет и обладающий избирательным правом.

Что касается полномочий Президента и правительства, то предлагается некоторый их пересмотр. Например, в части усиления роли премьер-министра в формировании правительства путем внесения Президенту предложений о структуре правительства, назначения на должность заместителей премьер-министра, министров и других членов правительства.

Один из вопросов касался изменения порядка формирования выборных органов, Центральной избирательной комиссии. Кстати, предлагается новое ее название. Раньше ее хоть и называли ЦИК, но конституционно это была Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов. Предложено более емкое название – Центральная избирательная комиссия. Ее статус будет закреплен в Основном законе. И есть предложение, чтобы формирование ее осуществлялось на паритетной основе, то есть одна треть – Президент, одна треть – Совет Республики, одна треть – Палата представителей. То же касается Конституционного суда.

По итогам всех обсуждений редакционная комиссия предложит позже определенные решения для внесения в соответствующие статьи Конституции, которые будут рассмотрены на следующем заседании.

Касательно предложенной нам в этот раз редакции третьего раздела, рассмотренного на предыдущем заседании, ею вносится в качестве компетенции в статью 69, устанавливающую право выдвижения кандидатов в депутаты, позиция «политические партии». То есть им предоставляется право выдвигать кандидатов в депутаты от своего имени.

И, как я уже сказал, зафиксирован конституционно статус ЦИК.

Говоря о поправках, важно подчеркнуть: мы сегодня готовим лишь проект Конституции. Этот проект еще будет обсуждаться, в том числе всенародно перед референдумом. Главный посыл, которым мы руководствуемся, – услышать те пожелания, которые есть сегодня у гражданского общества и при обоснованности внести их в Основной закон. Чтобы снять большинство вопросов, возникших на данном этапе развития нашего общества, консолидировать страну. Поэтому важно, чтобы текст был выверен и сверен со всеми слоями общества и чтобы он нашел поддержку у большинства. Это самое главное.